ФАТВА

Хуруфу-мукатта, что они означают в Коране?

Хуруфу-мукатта, что они означают в Коране?

Вопрос: Мне хотелось бы спросить у вас о таких буквах как «хуруфу-мукатта». Что они означают в Коране? Являются ли они скрытыми зашифрованными словами, которые известны только Аллаху? Если это зашифрованные слова, тогда зачем Аллаху посылать то, что людям будет непонятно и они будут ломать над этим голову, чтобы понять. Ведь до сих пор никто и не понял, что они значат и Посланник не разъяснил, а каждый ученый изобретает свою версию, и думает, что он нашел ответ на этот вопрос.

Ответ: Отвечая на этот вопрос мне вовсе не хотелось бы, чтобы у вас сложилось мнение, что только моя версия верная, а версии других неверные. Я лишь постараюсь понять этот вопрос, а получится ли мне ответить на него, это уже решать вам. Если вас удовлетворит такое мнение и ответ, тогда пожалуйста.

Начну с самого удивительного. Может быть, в это будет трудно поверить, но, дело в том, что по этому поводу нет ни единого свидетельства о том, что Посланник Мухаммед когда-либо говорил что-то относительно «хуруфу-мукатта», и никто из его сподвижников ни разу не спросил объяснения.

А теперь задайте себе вопрос. Если по традиции принять, что хадисы Посланника Мухаммеда являются толкованием Корана, тогда почему он не привел разъяснение этим «хуруфу-мукатта», и не один сподвижник не спросил у него об этом ничего? Удивительно, неправда ли?

Что же такое «хуруфу-мукатта»? Давайте коротко узнаем:

«Мукаттаа» (مقطعة) означает «разрозненные буквы», то есть не имеющие между собой связь или «фаватих» (فواتح), которое означает «открывающие буквы». Таким образом 29 сур Корана начинаются с набора таких букв. В Коране встречаются комбинации из одной, двух, трех, четырех и пяти букв. 

А в вопросе того, являются ли «хуруфу-мукатта» отдельными аятами или нет, существует два мнения куфийской и басрийской школ. Часть представителей куфийской школы считали, что некоторые из «хуруфу-мукатта» составляют отдельные аяты, а представители басрийской школы, напротив, считали, что «хуруфу-мукатта» вообще не являются отдельными аятами.

О смысле этих букв не могли дать однозначного ответа даже самые первые муфассиры Корана. Некоторые из них пытались соотнести «хуруфу-мукатта» с числовым значением букв арабского алфавита, и посредством этого выводили самые различные виды эзотерических указаний и пророчеств, как это делали иудеи во времена Посланника Мухаммеда, которые пытались связать числовое значение букв со сроком царствования мусульман. Другие толкователи видели в этих буквах указания на откровение, так как все суры, которые начинаются с «хуруфу-мукатта», прямо или косвенно указывают на важность Корана.

К слову, иудейское учение о числовых значениях букв на арабском называется – абджад. «Абджад – это система обозначения чисел с помощью арабских букв и сопряжённая с ней возможность нахождения суммарного числового содержания слов, написанных арабскими буквами.

Название абджад происходит от произнесения первых букв арабского алфавита в его первоначальном порядке. Похож на другие семитские языки, такие как финикийский и иврит. Система получила свое название от арабского слова, обозначающего алфавит, которое образовано от первых четырех букв арабского алфавита в более старом порядке абджади точно так же, как и английское слово alphabet составлено из названий первых двух букв греческого алфавита (альфа и бета)»…

Тогда получается, что это известные буквы, и арабы знали их значение. Ведь иначе, многобожники не упустили бы такой шанс и постарались бы разоблачить Посланника своими вопросами. Но подобного не было. Ни иудеи, ни арабы, никто из них даже не спросил о «хуруфу-мукатта» даже слова, чтобы это дошло до наших дней.  

Наоборот, вопросы по этим буквам возникали у тех, кто вообще не являлся арабом и принял ислам потом. Следовательно, в их ряды входят и ученые, которые были не арабами.

И если обратить внимание на суры Корана, то из 29-ти случаев, двадцать пять сур начинаются с «хуруфу-мукатта», и после каждой такой буквы следующий аят указывает на важность и значимость Корана. А в остальных четырех сурах из 29-ти, после каждой такой буквы следует указание на другие не менее важные темы Корана.

Получается, что это некий, несвязанный между собой набор букв, которые направленны на привлечение внимания читателя или слушателя. По всей видимости, это такая техника привлечения внимания, которая применяется только в арабском языке. Но по мнению большинства мусульман, «хуруфу-мукатта» являются некой божественной тайной, и любое толкование значения этих букв, является всего лишь предположением.

О том, что ничего в Коране не является тайной (гайбом), и что на этот счет ничего не нужно предполагать и фантазировать, на это указывает большинство аятов. Я лишь приведу следующие строки из Корана, которые отвечают на вопрос:

«Ха! Мим! Клянусь ясным (открытым) Писанием (Кораном)! Поистине, Мы сделали Коран на арабском, чтобы вы могли (читать его и) понимать» (Зухруф 43/1-3).

«Ха! Мим! Клянусь ясным (открытым) Писанием (Кораном)! Поистине, Мы ниспослали его в благословенную ночь (кадр). Поистине, Мы предостерегаем (вас)» (Зухруф 43/1-3).

«Алиф! Лям! Мим! Аллах – нет божества, кроме Него! Он живой, постоянно в работе (в действии)! (О, Мухаммед!) Он ниспослал тебе Писание (Коран) с истиной в подтверждение того, что было прежде до него. И Он ниспослал Таврат (Старый Завет) и Инджиль (Новый Завет). Прежде, они (эти книги) были руководством для людей. И (потом) Он ниспослал Различение (Фуркан/Коран). Поистине, отвергающим аяты Аллаха (кяфирам), уготовано мучительное наказание. И это Аллах – могущественный, способный на возмездие» (Али-Имран 3/1-4).

«Алиф. Лям. Ра! (О, Мухаммед! Скажи им:) Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а потом (подробно) разъяснены мудрым, ведающим (Аллахом). (Поэтому) не служите никому, кроме Аллаха. Поистине, я (Мухаммед) являюсь для вас лишь предостерегающим увещевателем и благовестником от Него» (Худ 11/1-2).

Следовательно, во всех приведенных аятах, где вначале сур находятся «хуруфу-мукатта», Аллах обращает наше внимание на важность последующих своих слов. То есть, это некая форма привлечения внимания, присущая только арабской речи. По всей видимости, это и будет ответ на заданный вопрос.

Ваш комментарий

Новые материалы

Наши социальные сети