ФАТВА

А. Байындыр. Торговля и процент. 5-ый раздел. Деньги (3)

III. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕГ

Кратко излагаются экономические (А) и правовые (В) особенности (характеристики) денег.

Они в данном случае опущены, поскольку входят в базовое образование по специальности «банковское дело».

С. СКОРОСТЬ OБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ

Оборот денег в определенный период времени, к примеру в течение года, называется скоростью обращения денег. Скорость обращения денег столь же существенна, как их количество и спрос. С повышением этой скорости с меньшим количеством денего можно оплатить более высокие суммы (счета) (при меньшей скорости для этого потрубуются более высокое их количество). Поэтому общая сумма выплаты деньгами определяется произведением их количества на скорость их обращения.

И еще между скоростью оборота денег и спросом на них есть определенное отношение. Чем выще скорость обращения, тем ниже потребность в них. И, соответственно, чем она ниже, тем выше потребность. Это значит, что фактор, действующий на один из них в положительную сторону, может подействовать на другой отрицательно.

  1. БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ

Многие книги по исламскому праву были написаны в период, когда использовались металлические деньги (из золота и серебра). Металлические деньги, которые использовались раньше, имели важное отличие от сегодняшних бумажных денег. Металлические деньги имели настоящую ценность (заключенную в стоимости заключенного в них металла), которую бумажные деньги (почти) не имеют. Ибо стоимость бумаги, на которой прописаны деньги, много ниже прописанной на них сумме.

В связи того, что в период использования металлических денег медные деньги были выше своей настоящей цены, то их можно сравнить с бумажными.

В литературе приводится описание особенностей операций с бумажными деньгами в банковских расчетах [1], опущенное нами. 

Поскольку отношение исламских правоведов к медным деньгам имело место еще до выхода в свет бумажных денег, то оно может дать определенное представление и об отношении к ним после их выхода. Они разделились на две категории. Одни из них приравнивают медные деньги к золотым и серебряным, другие – нет…

  1. Не признающие медные деньги наравне с золотом и серебром (мнения мазхабов) (опущено)
  2. Признающие медные деньги наравне с золотом и серебром (мнения мазхабов) (опущено)

От автора. Перевод этих двух пунктов опущен нами по следующим причинам:

  1. Четырех основных суннитских мазхаба в исламе (Ханефи, Шафии, Малики, Ханбели) поддерживают мнение о непризнании медных денег наравне с золотом и серебром.

Но и шииты тоже остаются в признании «золотого начала» как необходимого материального обеспечния бумажных денег [2].

  1. В современной практике денег медные деньги, практически, не участвуют. Они исключены из состава денег. А когда говорят о материальном обеспечении денег, то имеют в виду опять же, как и прежде, такие металлы, как золото и серебро, в первую очередь. Еще принимается на эту роль земля, недвижимость и др. В международной практике говорят еще и о нефти. Но в целом вопрос продолжает оставаться открытым…

2.1. В этой связи медные деньги имеют сегодня не практический, а, скорее, исторический и теоретический интерес.

  1. К сожалению, еще и до сих пор в мире есть люди, не осознающие до конца роль бумажных денег по отношению к деньгам металлическим. Они продолжают дискутировать и вопрос о медных деньгах…

Им надо подумать самим о том, как они будут решать этот вопрос…

А мы остановимся на позициях, поддерживающих материальное обеспечение бумажных денег (золото, недвижимость, нефть и др.).

В итоге можно сказать так, что отсутствие материального обеспечния бумажных денег со стороны государственных структур, безусловно, создаёт определенные сложности для пользования ими со стороны людей. Люди просто оказываются беззащитными перед произволом и ошибочными решениями властей в этом вопросе, а также в условиях кризисов. Потому этот вопрос является важным и для теории денег.

6-ой РАЗДЕЛ. КУПЛЯ И ПРОДАЖА ДОКУМЕНТА О ДЕНЬГАХ И КРЕДИТАХ (вопросы истории и теории ислама) (опущены)


 

[1] Умар Насухи Бильмен. Большая исламская хрестоматия, Стамбул, 1986, стр. 331, Закят банкнотов наличными документами, § 61.

[2] К примеру, известный шиитский правовед – Аятуллах Сейид Хусеин Шамс Мазандерани на вопрос о бумажных деньгах говорит так:

«В прошлом деньги состояли из золота и у них была своя стоимость (как золота) и стоимость на их производство. А сегодня у денег остались лишь функции обращения и платежного средства. Если их распространители снимут с денег функцию принятия их к оплате (или использования их в качестве платежного средства), то у них (у денег) не останется никакой своей ценности (ибо вся их ценность заключается в бумаге, на которой они напечатаны) и (распространители) не смогут призвать людей к спросу на них».

 

Ваш комментарий

Новые материалы

Наши социальные сети