ФАТВА
«Праздник весны – Навруз». История. Происхождение. Отношение Ислама.

«Праздник весны – Навруз». История. Происхождение. Отношение Ислама.

Р. Васипов. «Праздник весны – Навруз». История. Происхождение. Отношение Ислама.

В предверии весны и наступающего праздника Новруз, хотел бы поговорить о происхождении и истории этого весеннего праздника. А чтобы понять суть Навруза, нам следует изучить его исторические корни.  

«Новру́з на перс. (نوروز)‎ – это новый день, а также праздник нового года или праздник весны по астрономическому солнечному календарю у иранских народов, который со временем перешел и к тюркским. Происхождение этого праздника уходит своими корнями в древнеисторическую эпоху человечества. Официальный статус праздника, Навруз приобрел в Ахеменидской империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие, то есть на 21 Марта…

Новруз – это первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд, месяца Фарвардин. Равноденствие – это равенство дня и ночи, то есть начало сезона роста и процветания всего живого.

История происхождения Новруза, согласно иранской мифологии, рассказывается так: «В этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом. Эта легенда упоминается в Авесте. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. Дошедшие до нас источники гласят, что день похорон Сиявуша был назван «Новрузом» и ежегодно отмечается как праздничный…

Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы, то есть анимизм – это «форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу». В день Новруза древние индоарии поклонялись «фраваши» – духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия.

В зороастризме этот праздник был посвящен непосредственно огню, который древние зороастристы считали жизненной силой и поклонялись ему. «Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав, по-видимому, древнее празднование наступления весны, которое посвятил лучшей праведности и огню. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года, лета, и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа, несущего тепло. После этого, духу ежедневно поклонялись в отведенное ему полуденное время…

Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции – несомненно. В день Новруза еще с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах. В настоящее время эти обычаи частично сохранились.

Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой и ставили в особое место. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца, как символ зарождения жизни и специфические сладости» (см. материал: ru.wikipedia.org).

Приведенный краткий обзор сущности и истории праздника Новруз по их же легенде, убеждает в том, что он имеет доисламское происхождение и его философия относится, так сказать, к нему самому. Это от части праздник весны, поклонение духам, а также поклонение огню. Все эти три категории с исламом не имеют никакого отношения.

У Ислама есть свои четко заявленные праздники. Их два. Это – Рамазан (Рамазан-байрам) и Курбан (Курбан-байрам). Первый связан с постом, который требует Аллах от поклоняющихся ему, а второй – с принесением ему в жертву животного (из домашнего скота)… Как видим, Новруз не входит ни в один из этих праздников. Но он празднуется в обществе, и его нельзя отменить. Он может быть самостоятельным для себя праздником. Другое дело, является ли он «третьим», праздником?

Во-первых, с самого начала его нельзя считать «третьим» праздником. Тогда его надо ставить после двух исламских праздников, что опять же неверно. Ибо к исламу он, как отмечено, отношения не имеет. Потому его надо ставить «в свой, собственный ряд». Это значит, что его надо рассматривать, как «самого по себе». Что это значит?

Это значит, что Новруз есть праздник со своим особым смыслом и назначением. В его форме люди празднуют обновление жизненных сил, вступление в новый круг жизни и жизненности. Вступление в этот круг и подъем жизненных сил осуществляется во внешнем мире с пробуждением природы, что в нем и принимается за основу. Это время приходится на весну. В это время наступает также весеннее равноденствие. Так мы получаем дату праздника возрождения по знаку Природы. Вот и весь Новруз!.. После этого каждый уже сам для себя решает вопрос о том, как быть ему с этим праздником. Праздновать его или нет. А если праздновать, то как?..

В истории все эти события протекали в тесной связи с верой человека. А так как в доисламскую эпоху люди поклонялись идолам, в умах и на практике госпосдствовало языческое сознание, то идеи, связанные с Новрузом, переплетались с этим сознанием. И так это продолжалось во всей истории. В тех странах, в которых получили развитие философские системы восточного мышления и мировоззрения, связанные, скажем, с огнепоклонничеством и зороастризмом, они также вошли в смысл Новруза. Можно сказать и так, что Новруз вошел в их практику. А еще Навруз отмечается по солнечному календарю. А исламские праздники – по лунному.

Если теперь взять всё это в современном преломлении, то Новруз следует отделить не только от исламских праздников, но также и от языческих. И тогда в нем останется его собственная идея возрождения и нового круга жизни, как о том уже говорилось выше. Новый вопрос, который появляется при этом, это вопрос о том, как его связать с Исламом? А связать его надо так, чтобы это соответствовало, и вере, и философии Ислама. И тогда у нас будет и Коран, и рациональное мышление о мире, и Новруз как праздник нового витка жизни.

Поэтому праздник, очишенный от огнепоклонства и других небогоугодных мероприятий, и который полностью связан с весенним ровноденствием, в обществе мусульман также можно отмечать. С поправкой на то, что Навруз не является исламским праздником…

Теги: праздник весны, навруз, история навруза, происхождение навруза, отношение ислама.

Ваш комментарий

Новые материалы

Наши социальные сети