Что значит повинуйтесь Аллаху, Посланнику и улюль-амру? Ниса 4/59
ФАТВА > Исследования Р. Васипова Дата: 22 Temmuz 2019 Email This Post Email This Post

Р. Васипов. Что значит повинуйтесь Аллаху, Посланнику и улюль-амру? Ниса 4/59

Сегодня я хотел бы поговорить об очень важной теме и ответить на  такой вопрос. Что означают слова в аяте 59 суры Ниса: «Повинуйтесь Аллаху, Посланнику и улюль-амру»?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить аят, который со стороны мазхабов был использован в разных сферах – от политики до армии, от исламского права до ее методологии. Аллах говорит так:

«О, те, которые уверовали! Повинуйтесь (подчиняйтесь) Аллаху, Посланнику, а также улюль-амру (знающим свое дело специалистам) среди вас. Если в чем-то вы не найдете решения, то обратитесь за этим к Аллаху (Корану) и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (по исходу, воздаянию)!» (Ниса 4/59).

Итак, 59-й аят суры Ниса по традиции считается, что прямо указывает на Коран, сунну, иджма и кияс, которые приняты за методологию в исламе. Но есть ученые, которые исходя этого же аята, считают, что кияс не является методологией и шариатской мерой. Кроме этого аят был использован в понимании того, что народ должен беспрекословно подчиняться управляющим, командирам армий, судьям и другим чиновникам…

Таким образом шииты решили, что этот аят указывал на правление Али бин Аби Талиба, а сунниты решили, что аят указывал на правление Абу Бакра и Умара. А еще этот аят использовали как важный аргумент теории, что Коран и сунна – это два отдельных источника знания. Поэтому сунна, в независимости от Корана, может самостоятельно устанавливать и определять рамки дозволенного (халяля) и недозволенного (харама) как и Коран…

Все это происходит от проблемы не до конца разработанной методологии. Поэтому, противоречие в переводе аята и оборванная связь со всем Кораном, как нестранно, привели аят (4/59) сегодня именно к такому пониманию и положению. А еще, в аяте стоит обратить внимание на выражение Расуль, которое играет в его понимании важную роль. А теперь рассмотрим пункты, о которых говорится в аяте:

  1. Что значит повиновение и подчинение Аллаху? Повиновение Аллаху – это прямое следование предписаниям, которые указаны Всевышним в ниспосланных им Писаниях. Поэтому Аллах говорит:

«Если они (люди) в полной мере следовали бы Таврату, Евангелии и ниспосланному Господом (Корану), то они, без сомнения, (сполна) вкушали бы и от того, что сверху их, и от того, что под их ногами. Среди них есть умеренный (уравновешанный) народ, но плохо то, что совершают многие из них» (Маида 5/66).

«Скажи: «О, получившие Книгу! У вас нет (твердой) основы до тех пор, пока вы не станете должным образом практиковать Таврат, Евангелие и ниспосланное вам вашим Господом (Коран)! Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие (куфр). Не печалься же о неверующих людях» (Маида 5/68).

  1. Что значит повиновение и подчинение Посланнику-Расулю? Расули – это посланники, которые посланы своей общине Аллахом для повиновения и подчинения им. То есть речь идет о подчинении тому, к чему они призывают. Поэтому Аллах в Коране обозначил (установил) повиновение посланникам как обязательное, потому что они призывают к Слову Аллаха.

Посланники-Расули доносили до своего народа то, что было ниспослано им от Аллаха и они просили свой народ повиноваться только тому, к чему призывали их. Это и называлось повиновением Аллаху. Отсюда и исходит то, что в некоторых аятах говорится о повиновении только Посланнику-Расулю, а во многих других случаях, проходит как повиновение Аллаху и его Расулю. Но подчеркнем, что повиновение Посланнику, вовсе не указывает на то, что у Посланника есть отдельная правовая школа под названием – сунна, и что нужно следовать ей и практиковать ее наряду с Кораном…

  1. Что значит повиновение и подчинение Улюль-амру? Если бы повиновение Посланнику отличалось от повиновения Аллаху, которое указано в аяте (4/59), тогда это повиновение распространялось бы и на всех правителей. Потому, что в аяте говорится о повиновении Аллаху, Посланнику и улюль-амру. Суть в повиновении Посланнику и улюль-амру (правителям, знающим свое дело специалистам) заключается только в том, повинуются ли они предписаниям Аллаха в должной мере.

В продолжении аята говорится о том, что в случае разногласия между сторонами отнесите эту проблему на решение (рассмотрение) Аллаху и Посланнику. Но как быть, сегодня же Посланника нет рядом с нами, но есть Книга Аллаха?! А всё очень просто, у нас на руках есть Коран. Поэтому сегодня, относить любую проблему к Аллаху и его Посланнику и даже улюль-амру, по идее является, отнесением её к Корану. То есть люди должны искать окончательное решение в своих разногласиях (в вопросах веры) только по Корану. Потому, что Коран – это Слово Аллаха и решение принадлежит только Ему. Он говорит так:

«Решение всего, в чем вы расходитесь (во мнениях), остается за Аллахом. (Мухаммед скажи!): «Таков Аллах, мой Господь! Я уповаю только на Него и к Нему обращаюсь» (Шура 42/10).

Следовательно, подчеркнем еще раз. Улюль-амр – это знающие свое дело специалисты, которые имеют способность понять проблему и разрешить ее. И в этом нет ничего особенного, если даже эти люди будут государственными деятелями и правителями. А следующий аят нам указывает, что такие люди, то есть улуюль-амр были и во времена Посланника. Аллах говорит так:

«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились бы с ним к Посланнику и улиль амру (обладающим влиянием, знанием) среди них, то его от них узнали бы те, которые могут понять это. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном» (Ниса 4/83).

Как видим, при нарушении связи между аятами теряется весь смысл проблемы. Такая история произошла и с аятом (4/59). Этот аят был использован в истории правителями, в качестве оправдания своих целей путем веры, а этому в большей части, посодействовали мазхабы. Так «Улюль-амр» получивший власть над управлением, обязал подчиненных, мягко говоря, повиноваться себе. Вот такой смысл был извлечен из этого аята (4/59). А простым людям и обществу в целом, ничего больше не оставалось, кроме как повиноваться! Это повиновение со стороны народа должно было быть беспрекословным. И не имеет значения, совершает ли ошибки правитель. Почва была подготовлена. Было выдумано столько хадисов, в которых отмечалось беспрекословное повиновение Имаму (правителю) в любых случаях.

Но если обратить внимание на Коран, то мы увидим Посланника-наби, ошибки которого открыто указаны самим Аллахом в Коране для того, чтобы верующие не обожествляли Посланника, не делали его безгрешным и понимали, что Посланник тоже является человеком, которому свойственно ошибаться.

Следовательно, сахабы имели возможность поправлять Посланника, при чем они спрашивали у него: «О Посланник Аллаха! То, что ты говоришь, это из Корана или это твое личное мнение?!». Все эти примеры для того, чтобы люди как и Посланник, признавали свои ошибки, каялись и просили прощение только у Аллаха, потому что все отступления и грехи отпускает только Сам Всевышний Аллах и никто другой!

И наконец, выводом из всего сказанного можно сделать то, что повиновение и подчинение Аллаху – это повиновение Корану. Повиновение Посланнику и улюль-амру должно быть по Корану. Если они действуют в рамках Корана и справедливо управляют людьми, тогда повиновение им, также означает повиновение Корану!

«О, те, которые уверовали! Повинуйтесь (подчиняйтесь) Аллаху, Посланнику, а также улюль-амру (знающим свое дело специалистам) среди вас. Если в чем-то вы не найдете решения, то обратитесь за этим к Аллаху (Корану) и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (по исходу, воздаянию)!» (Ниса 4/59).

Facebook'ta PaylaşTwitter'da PaylaşГ. бөлүшүүOk.ru бөлүшүү
Просмотрено 78
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Что украшает мужчину? 19.08.2019 20
2 Обязанности мусульман перед умершим! 29.07.2019 48
3 +18! О чем говорится в аяте 222 суры Бакара? 29.07.2019 103
4 Что значит повинуйтесь Аллаху, Посланнику и улюль-амру? Ниса 4/59 22.07.2019 78
5 Каким было отношение посланников к ниспосланию? 22.07.2019 113
6 Последствия неверного перевода 159-го аята суры Ниса 16.07.2019 168
7 А вы знали это о посте и Рамадане?! 23.05.2019 135
8 Что в Коране означают термины суннат и хадис? 27.03.2019 354
9  Существуют ли могильные муки? 14.03.2019 544
10 Отход от Корана и последствия разделения мусульман на шиитов и суннитов! 31.01.2019 568
11 Шафаат по Корану и по традиции! 12.11.2018 409
12 Брак – Мута 08.10.2018 505
13 Мусульмане должны знать это о Коране! 20.03.2018 2.143
14 Кто вам поможет, если Аллах лишит вас своей помощи? 16.03.2018 688
15 Коран о Посланнике в лице наби и расуль 08.03.2018 560
16 Причины раскола единой веры Аллаха и единой уммы 02.03.2018 1.877
17 Почему мусульмане ждут Посланника Иисуса? 02.03.2018 1.202
18 Многоженство! Запреты и последствия 02.03.2018 779
19 Могут ли джинны вселяться в людей? 21.02.2018 1.465
20 Значение слов хадис и хадисы кудси, сунна и суннат, вахий матлув и вахий гайри-матлув 04.12.2017 1.017
21 Халяльные сертификаты 27.11.2017 915
22 Какая будет польза, если прочитать умершим конституцию? 20.11.2017 871
23 Кто такой мусульманин и как его распознать? 15.11.2017 1.352
24 Критика хадиса «Я оставляю вам две вещи – Коран и Сунну!» 08.11.2017 1.893
25 Христианский антихрист и мусульманский даджаль, кто они? 12.09.2017 1.803
26 «Рисале-и Нур» – Курандын тафсири эсеплетби? 20.07.2017 1.071
27 Стереотипное мнение, что в Коране говорится только о трех временах намаза, и еще кое-что… 23.06.2017 851
28 Аят о продолжительности времени дневного поста, который исключен из практики 17.06.2017 805
29 Каким является искупление за нарушение поста в Рамазане? 17.06.2017 2.246
30 Как быть путникам и больным с постом в Рамазане? 17.06.2017 2.237
31 Искажение аята в переводах, на примере аята поста. Критика для переводчиков Корана. 17.06.2017 2.185
32 Кто в Рамазане должен давать фитру (фитир-садака)? 17.06.2017 3.470
33 Разве в Коране говорится только о трех временах намаза? 08.05.2017 4.130
34 Сура Ниса 59-ый аят и его роль в методологии познания Корана 28.04.2017 2.612
35 Что в Коране означают термины суннат и хадис? 21.04.2017 944
36 Допускается ли чтение переводов Корана? 21.04.2017 917
37 Вера в судьбу или предопределенность будущего (2) 09.04.2017 809
38 Можно или нельзя читать Коран умершим? 09.04.2017 6.272
39 Почему мусульмане ждут Махди? 09.04.2017 2.875
40 О Зулькарнейне и яджудж и маджудж 09.04.2017 3.274
41 «Коран, сунна, иджма, кияс – как метод познания в исламе!» 09.04.2017 3.045
42 «Праздник весны – Навруз». История. Происхождение. Отношение Ислама. 09.04.2017 2.754
43 Единая вера и проблема образования сект, тарикатов, религиозных групп, джамаатов и прочих 06.04.2017 664
44 Мы идем путем отцов! 21.03.2017 659
45 Перевод 179-го аята суры Араф 21.03.2017 857
46 Каково наказание за супружескую измену и блуд по Корану? 21.03.2017 987
47 Значение названия месяца Зуль-хиджа 21.03.2017 712
48 Какаво значение понятий Иблис-джинн и ангел-шайтан? 21.03.2017 678
49 Что означают выражения «халиф и наместник»? 21.03.2017 2.348
50 Что значит «избранность народа»? Действительно ли иудеи являются избранными? 21.03.2017 734
51 Что мы знаем об аятах хаджа и курбана? 21.03.2017 2.138
52 Говорится ли в Коране о колдовстве и сглазе? 21.03.2017 2.963
53 Что для души добро, а что – вред? 21.03.2017 844
54 Кто такой Махди? 07.03.2017 929
55 Могут ли люди устанавливать от себя запреты (харамы) и дозволения (халяли)? 07.03.2017 549
56 Обращение шиитов и суннитов… 07.03.2017 2.137
57 Благодарность Аллаху – как формула благосостояния! 19.02.2017 631
58 Говорится ли в Коране о втором пришествии Иисуса? 19.02.2017 918
59 Можно ли увидеть Бога при клинической смерти? 19.02.2017 827
60 Коран ниспослан для живых людей! 19.02.2017 1.688
61 Что случится с теми, кто не совершает намаз? 19.02.2017 849
62 Что говорится в Коране о временах намаза? 19.02.2017 1.279
63 Как правильно разводиться по Корану? 19.02.2017 1.128
64 Что мы знаем о суре Кадр? 19.02.2017 579
65 Как быть с пропущенными намазами? 19.02.2017 1.193
66 Что мы знаем о намазе? 19.02.2017 787
67 Кто такие Машиах, Мессия и Махди? 19.02.2017 1.241
68 Что значит выражение аятуллах? 19.02.2017 631
69 Что мы знаем о духе? Что в Коране говорится о духе или душе? 30.01.2017 796
70 Что мы знаем об аятах поста? 30.01.2017 604
71 Значение и предназначение поста 30.01.2017 628
72 Объединение намазов по Корану и сунне 30.01.2017 2.257
73 Календарь и продолжительность времени дневного поста Рамазана 28.01.2017 591
74 Как правильно определить начало и конец месяца Рамазана? 19.01.2017 621
75 Говорится ли в Коране о предопределености судьбы человека? 19.01.2017 2.555
76 Метод познания Корана Кораном 19.01.2017 1.474
77 Говорится ли в Коране о шиизме и суннизме? 19.01.2017 780
78 Обязательные предписания Аллаха для всех людей 19.01.2017 2.068
79 Наказание за преднамеренное нарушение поста в Рамазане 19.01.2017 2.339
80 Обязательный пост Рамазана и его описание в Коране 19.01.2017 2.387
81 Нарушения во время поста в Рамазане 14.01.2017 586
82 Какое обращение к Аллаху является ширком? 14.01.2017 757
83 Устанавливает ли Посланник запреты (харамы) в вере? 27.10.2016 638
84 Запретность процента 27.10.2016 594
85 Время начала и конца послевечернего намаза иша 27.10.2016 907
86 Предназначение Корана! 27.10.2016 609
87 Покайся Аллаху вовремя, пока не поздно! 27.10.2016 651
88 Тафсир, тафсиль и тавиль Корана 27.10.2016 737
89 О, человек! Что же тебя ввело в заблуждение? 25.10.2016 684
90 Аллах – прощающий и милосердный! 25.10.2016 873
91 Увещевающая функция Посланника (табйин) 25.10.2016 714
92 Кто разъясняет и толкует Коран? 17.10.2016 642
93 Посланник в лице наби – расуль 15.10.2016 598