Что в Коране означают термины суннат и хадис?
ФАТВА > Исследования Р. Васипова Дата: 21 Nisan 2017 Email This Post Email This Post

Р. Васипов. Что в Коране означают термины суннат и хадис?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужен анализ этих терминов. Основным источником для нас в этом вопросе, естественно, будет Коран. Так как Коран не только раскрывает смысл аятов, но и действует в качестве толкового словаря и дает разъяснение многим терминам и выражениям в самом же Коране. Ибо арабские слова многозначны и чтобы понять их смысл более широко, для этого следует рассматривать одинаковые слова в разных контекстах аятов.

Итак, рассмотрим следующие аяты: «Аллах ниспослал наилучшее Слово (хадис) – Писание, (аяты которого) сходны (муташабих) и повторяются (месани)» (Зумар 39/23).

«Это – установленный заранее закон Аллаха (суннат). В законах Аллаха ты никаких изменений не найдешь» (Фатх 48/23) (см.: 17/77, 33/62).

В 23-м аяте суры Зумар проходит выражение (الْحَدِيثِ أَحْسَنَ), которое означает «наилучшее слово». Это выражение Аллах приминяет только к своим Словам. Но исламские ученые не постеснялись и приминили это выражение к слову Посланника. Так термин хадис, с тех пор, активно используется в хадисологии как наилучшее слово от Посланника. Ведь наилучшее слово – это аяты Корана, это Слово Аллаха!

А в 23-м аяте суры Фатх проходит выражение (اللَّهِ سُنَّةَ), которое означает «неизменный закон Аллаха». Это выражение Аллах приминяет к законам, которые Он устанавливает в том или ином обществе, которые должны исполнять как посланники, так и их последователи. Но опять же повторим, что исламские ученые не постеснялись и приминили это выражение в обозначении всех высказываний и действий со стороны Посланника. Так термин суннат, с тех пор, активно используется в хадисологии как закон или традиция Посланника Мухаммеда (сас), хотя Посланник никаких законов от себя устанавливать не имел права. Он проповедовал законы Аллаха!

Сунной же Посланника сегодня, принято считать всё то в его высказываниях и действиях, что было направлено на призыв к вере Аллаха. И со временем, когда Посланника Мухаммеда стали обожествлять, на примере с посланниками Моисеем и Иисусом, его сунна переросла в отдельный источник. Вначале этот источник следовал после Корана, но потом, в некоторых случаях, этот источник стал ровней ему, а иногда ставился и выше Корана. Т.е. хадисы были собранны в сборниках и преподнесены учеными как второй, альтернативный источник наряду с Кораном. По их мнению, кто так думает, хадисы являются толкованием Корана, хотя Аллах толкует Коран сам и не позволяет это никому! Об этом говорится так:

«Алиф, лям, ра. (Скажи:) это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем (подробно) разъяснены мудрым, ведающим (Аллахом). (Это для того,) чтобы вы не поклонялись никому, кроме Аллаха. А я (Мухаммед) для вас являюсь лишь увещевателем и благовестником от Него» (Худ 11/1-2). 

Аллах продолжает: 

«Какой бы пример (вопрос) они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину (ниспосылали ответ) и наилучшее толкование (тафсир)» (25/33). 

«Этот Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него и разъяснением (тафсилем) Писания от Господа миров, в котором нет сомнения» (Юнус 10/37). 

Раскрывая значение понятий хадис и суннат по Корану, невольно вспоминаются еще и те слова от Посланника Аллаха, в которых он говорил так: «Я оставляю вам Книгу Аллаха»!

Как известно, сразу после смерти Посланника в исламе появились две противоборствующие стороны (течения). Одно из них – это Ахли суннат валь-джамаат, а другое – Ахли бейт. Или, иначе говоря, – шииты и сунниты. Первыми появились шииты, то есть хариджиты. А чтобы бороться с этими вышедшими анархистами появились сунниты. Так они по сей день и борятся…

Кроме этого обе стороны чтят как Коран, так и сунну. Если Коран у всех один, то сунна у всех разная. В Коран ничего нельзя привнести, а вот в виде хадисов от Посланника можно сказать что угодно и за кого угодно. И на одном примере, хотя их очень много, можно озвучить один и тот же хадис шиитов и суннитов.

Так группа из суннитских хадисологов к словам Посланника: «Я оставляю вам Книгу Аллаха» добавила в конец еще: «и мою Сунну», что в итоге получилось: «Я оставляю вам две вещи: Книгу Аллаха и мою Сунну». А шииты подумали иначе и добавили: «Я оставляю вам две вещи: Книгу Аллаха и Ахли бейт». Поэтому шииты сегодня, во весь голос кричат о том, что они являются приверженцами Ахли бейта. Одним словом, этот хадис фактически был переосмыслен сторонами в их пользу. И это было сделано по соображениям не только научным, но и социально-политическим…

На самом деле, обе стороны не учли те важные и достоверные хадисы, в которых Посланник Аллаха призывал только к Корану. Вот что говорит Посланник:

  1. «Я оставляю вам Коран. Вы не сойдете с пути, если будете соблюдать его и беречь».
  2. «Я оставляю вам книгу Аллаха, вносящую ясность и ведущую по правильному пути. Соблюдайте Коран и следуйте только ему».
  3. «Не забывайте о Коране. Он как вервь, ниспосланная нам Аллахом. Держащийся за нее, найдет правильный путь, бросивший же потеряется».

Повторим, суннат – это действующий закон Аллаха, который действует в обществе. Когда в обществе присутствует Посланник, тогда он лично на своем опыте демонстрирует практичность и исполнительность предписаний Аллаха. После Посланника же в обществе продолжает действовать закон Аллаха. Но теперь люди ориентируются уже не на Посланника, который при жизни был примером и образцом, а ориентируются прямо на Коран. Естественно, и его опыт не остается без внимания, но основой все же является Коран. Ибо Посланник при жизни призывал только к Корану. Поэтому он не мог сказать: «Я оставляю вам две вещи: Книгу Аллаха и мою Сунну» или «Книгу Аллаха и Ахли бейт». 

Подчеркнем, что когда мы говорим, что нужно следовать только по Корану, это не означает, что мы отвергаем всю «сунну Посланника и его хадисы». Мы принемаем только те хадисы, которые достоверные и совпадают по смыслу с аятами Корана!

Как видим, среди приводимых хадисов нет согласованности и каждый из них говорит о разном. Создается впечатление, что ученые сочиняли их от себя, подчиняя это свое сочинительство заранее заданным задачам. Это создает дополнительные трудности в иследовании Корана, когда это исследование обращается только к хадисному материалу. Единственный выход в этом вопросе состоит в повторном изучении хадисов, в соотнесении их с Кораном для установления их объективной истинности. Критерий состоит в том, что хадисы, не имеющие оснований в Коране, не могут рассматриваться как истинные (достоверные)…

Теги: что в Коране означают термины суннат и хадис, я оставляю вам две вещи, Книгу Аллаха и мою Сунну, Книгу Аллаха и Ахли бейт, сунна, путь Аллаха, путь Посланника.

Facebook'ta PaylaşTwitter'da PaylaşГ. бөлүшүүOk.ru бөлүшүү
Просмотрено 530
 
Другие фетвы по данной теме или близкие
№     Темы Дата    Прочтено    
1 Мусульмане должны знать это о Коране! 20.03.2018 290
2 Кто вам поможет, если Аллах лишит вас своей помощи? 16.03.2018 215
3 Коран о Посланнике в лице наби и расуль 08.03.2018 213
4 Причины раскола единой веры Аллаха и единой уммы 02.03.2018 536
5 Почему мусульмане ждут Посланника Иисуса? 02.03.2018 285
6 Многоженство! Запреты и последствия 02.03.2018 326
7 Могут ли джинны вселяться в людей? 21.02.2018 402
8 Значение слов хадис и хадисы кудси, сунна и суннат, вахий матлув и вахий гайри-матлув 04.12.2017 454
9 Халяльные сертификаты 27.11.2017 518
10 Какая будет польза, если прочитать умершим конституцию?.. 20.11.2017 350
11 Кто такой мусульманин и как его распознать? 15.11.2017 467
12 Критика хадиса «Я оставляю вам две вещи – Коран и Сунну!» 08.11.2017 581
13 Христианский антихрист и мусульманский даджаль, кто они? 12.09.2017 794
14 «Рисале-и Нур» – Курандын тафсири эсеплетби? 20.07.2017 583
15 Стереотипное мнение, что в Коране говорится только о трех временах намаза, и еще кое-что… 23.06.2017 519
16 Аят о продолжительности времени дневного поста, который исключен из практики 17.06.2017 455
17 Каким является искупление за нарушение поста в Рамазане? 17.06.2017 1.911
18 Как быть путникам и больным с постом в Рамазане? 17.06.2017 1.975
19 Искажение аята в переводах, на примере аята поста. Критика для переводчиков Корана. 17.06.2017 1.729
20 Кто в Рамазане должен давать фитру (фитир-садака)? 17.06.2017 2.892
21 Разве в Коране говорится только о трех временах намаза? 08.05.2017 3.154
22 Сура Ниса 59-ый аят и его роль в методологии познания Корана 28.04.2017 2.222
23 Что в Коране означают термины суннат и хадис? 21.04.2017 530
24 Допускается ли чтение переводов Корана? 21.04.2017 558
25 Вера в судьбу или предопределенность будущего (2) 09.04.2017 377
26 Можно или нельзя читать Коран умершим? 09.04.2017 5.471
27 Почему мусульмане ждут Махди? 09.04.2017 2.367
28 О Зулькарнейне и яджудж и маджудж 09.04.2017 2.575
29 «Коран, сунна, иджма, кияс – как метод познания в исламе!» 09.04.2017 2.439
30 «Праздник весны – Навруз». История. Происхождение. Отношение Ислама. 09.04.2017 2.315
31 Единая вера и проблема образования сект, тарикатов, религиозных групп, джамаатов и прочих 06.04.2017 370
32 Мы идем путем отцов! 21.03.2017 362
33 Перевод 179-го аята суры Араф 21.03.2017 469
34 Каково наказание за супружескую измену и блуд по Корану? 21.03.2017 547
35 Значение названия месяца Зуль-хиджа 21.03.2017 352
36 Какаво значение понятий Иблис-джинн и ангел-шайтан? 21.03.2017 327
37 Что означают выражения «халиф и наместник»? 21.03.2017 2.023
38 Что значит «избранность народа»? Действительно ли иудеи являются избранными? 21.03.2017 374
39 Что мы знаем об аятах хаджа и курбана? 21.03.2017 1.773
40 Говорится ли в Коране о колдовстве и сглазе? 21.03.2017 2.392
41 Что для души добро, а что – вред? 21.03.2017 489
42 Кто такой Махди? 07.03.2017 505
43 Могут ли люди устанавливать от себя запреты (харамы) и дозволения (халяли)? 07.03.2017 281
44 Обращение шиитов и суннитов… 07.03.2017 1.801
45 Благодарность Аллаху – как формула благосостояния! 19.02.2017 335
46 Говорится ли в Коране о втором пришествии Иисуса? 19.02.2017 410
47 Можно ли увидеть Бога при клинической смерти? 19.02.2017 432
48 Коран ниспослан для живых людей! 19.02.2017 737
49 Что случится с теми, кто не совершает намаз? 19.02.2017 487
50 Что говорится в Коране о временах намаза? 19.02.2017 443
51 Как правильно разводиться по Корану? 19.02.2017 660
52 Что мы знаем о суре Кадр? 19.02.2017 277
53 Как быть с пропущенными намазами? 19.02.2017 375
54 Что мы знаем о намазе? 19.02.2017 457
55 Кто такие Машиах, Мессия и Махди? 19.02.2017 565
56 Что значит выражение аятуллах? 19.02.2017 364
57 Что мы знаем о духе? Что в Коране говорится о духе или душе? 30.01.2017 360
58 Что мы знаем об аятах поста? 30.01.2017 353
59 Значение и предназначение поста 30.01.2017 360
60 Объединение намазов по Корану и сунне 30.01.2017 1.854
61 Календарь и продолжительность времени дневного поста Рамазана 28.01.2017 324
62 Как правильно определить начало и конец месяца Рамазана? 19.01.2017 344
63 Говорится ли в Коране о предопределености судьбы человека? 19.01.2017 1.472
64 Метод познания Корана Кораном 19.01.2017 683
65 Говорится ли в Коране о шиизме и суннизме? 19.01.2017 408
66 Обязательные предписания Аллаха для всех людей 19.01.2017 1.697
67 Наказание за преднамеренное нарушение поста в Рамазане 19.01.2017 1.912
68 Обязательный пост Рамазана и его описание в Коране 19.01.2017 2.006
69 Нарушения во время поста в Рамазане 14.01.2017 296
70 Какое обращение к Аллаху является ширком? 14.01.2017 381
71 Устанавливает ли Посланник запреты (харамы) в вере? 27.10.2016 275
72 Запретность процента 27.10.2016 298
73 Время начала и конца послевечернего намаза иша 27.10.2016 483
74 Предназначение Корана! 27.10.2016 329
75 Покайся Аллаху вовремя, пока не поздно! 27.10.2016 315
76 Тафсир, тафсиль и тавиль Корана 27.10.2016 316
77 О, человек! Что же тебя ввело в заблуждение? 25.10.2016 317
78 Аллах – прощающий и милосердный! 25.10.2016 428
79 Увещевающая функция Посланника (табйин) 25.10.2016 351
80 Кто разъясняет и толкует Коран? 17.10.2016 299
81 Посланник в лице наби – расуль 15.10.2016 308