ФАТВА
А вы знали это о посте и Рамадане?!

А вы знали это о посте и Рамадане?!

Р. Васипов. А вы знали это о посте и Рамадане?!

Сегодня я хотел бы поговорить о посте месяца Рамадан. Как известно, пост – это один из столпов ислама, который совершается в обязательной форме и только в месяце Рамадан. Указывая на лунный месяц в 185-ом аяте суры Бакара, Аллах дает нам ясно понять, что обязательный пост месяца Рамадан составляет целый месяц. А выражение «أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ» «эйяман мадудат» в 184-ом аяте, указывает на считанные дни этого месяца Рамадан. Считанные дни – это определенные и известные дни месяца, которые знали все народы, кому Аллах ниспослал Писание. Поэтому считанные дни не могут быть десятидневными. Но по тем или иным причинам иудеи и христиане изменили общий и единый пост. Поэтому сегодня одни держат пост в 40 дней, а другие в один или десять, а мусульмане по Корану держат предписанный пост – целый месяц…

И еще, 183-й аят указывает на то, что обязательный пост был и у других народов, а это значит, что он соблюдался также по лунному календарю. Возможно то, что названия лунных месяцев на арабском, иврите, старом арамейском, персидском и т.д. разнились, что в общем-то не принципиально. Поэтому лунный месяц, который мы сегодня называем Рамаданом, у иудеев мог иметь лишь другое название, а в основе он был одинаковым…

Итак, после этого короткого вступления можно перейти и к рассмотрению аятов поста. Аллах говорит так:

  1. «يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ»

«О, уверовавшие! Подобно тому, как пост был обязательным предписанием для тех, кто был до вас, так он предписан обязательным и вам. Быть может вы защититесь» (Бакара 2/183).

Как видим, аят начинается с обращения к верующим. Далее Аллах сообщает верующим об обязательном посте, который был предписан всем предыдущим народам. А также, Аллах предписал его всем, кто уверовал в Коран. Следовательно, пост является обязательным предписанием для всех, кто уверовал в Аллаха, в Его Книгу – Коран и в Его Посланника Мухаммеда (а.с).

В аяте также проходит слово «تَتَّقُونَ» (таттакун), которое происходит от слова «таква». В переводе это значит защитить себя, уберечь, предостеречь. Возникает вопрос, от чего пост должен нас защищать? Смысл в защите поста состоит в том, что пост оберегает человека от греховного, от недозволенного, от ширка, от суеверия, от сквернословия, от злословия, от жадности, от безнравственного, от бесполезного, от высокомерия, от гордыни, от бесполезного красноречия и других нехороших привычек и поступков. Поэтому во всё это перечисленное, входит и материальное и духовное очищение.

А еще известно, что 183-й аят является мединским. И поскольку этот аят мединский, тогда возникает вопрос: А соблюдали ли этот обязательный пост мусульмане, когда находились в Мекке, если он был предписан в Медине?

Ответим на этот вопрос двумя вариантами. Первый вариант, это то, что мусульмане соблюдали пост Рамадана в Мекке как и их предшественники, но для них он не был обязательным вплоть до того, пока Аллах не предписал его в аяте, но уже в Медине.

Второй вариант, это то, что мусульмане начали соблюдать пост в Медине, сразу после того, как был ниспослан аят, но суть и основу поста они переняли у иудеев и христиан, которые жили как в Мекке, так и в Медине.

  1. «أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ ۚ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۚ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ ۖ فَمَنْ تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَهُ ۚ وَأَنْ تَصُومُوا خَيْرٌ لَكُمْ ۖ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ»

«(Соблюдайте пост) в считанные дни… А если кто из вас будет болен или в пути, то пусть постится столько же (пропущенных дней) в другие дни. А для тех, кто в силах держать пост, им (еще) нужно дать фидью (фитру, откуп) в размере одного накормленного нуждающегося. А кто совершает добро более этого, то это будет лучше для него. Если бы вы только знали (больные и путники), что лучше всего вам поститься!» (Бакара 2/184).

Как видим, Аллах в этом аяте подчеркивает то, что обязательный пост нужно соблюдать в считанные дни. Далее, в 185-ом аяте, Аллах указывает на месяц и называет его Рамаданом, в котором проходят эти считанные и известные дни.

А еще, Аллах в 184-ом аяте, затрагивает особую тему, которая касается больных и тех, кто находится в пути. Таким образом, Аллах дает больным и путникам особое разрешение и говорит, что они могут не поститься те дни, которые провели либо в болезни, либо в пути. Но после окончания болезни и путешествия, такие люди обязаны продолжить свой пост в Рамадане. А те дни, которые пропустили из-за болезни и путешествия, они должны восполнить в другом месяце, сразу после Рамадана. Но при этом они не должны делать намерение на пропущенный пост када (или иначе каза). Нужно делать такое же намерение, которое делается в самом месяце Рамадан.

Далее, Аллах говорит о том, кто должен выплачивать фидью (фитр-садака) в Рамадане и указывает на размер этой суммы. Говорит так: «А для тех, кто в силах держать пост, им (еще) нужно дать фидью (фитру, откуп) в размере одного накормленного нуждающегося». То есть в этом аяте Аллах говорит, что фидью должны давать только те, кто постится, а сумма будет в размере одного накормленного нуждающегося. Кроме того, фитра дается в Рамадане в самом конце и только за один день.

Здесь следует подчеркнуть один важный момент. По традиции этот аят у некоторых переводчиков Корана на русский переводится как «وَعَلَى الَّذِينَ لَايُطِيقُونَهُ» (ва аляллязина ля ютикунеху), то есть «а для тех, кто не в силах…», хотя в аяте говорится наоборот «وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ», то есть «а для тех, кто в силах…». На арабском в аяте нет отрицательной частицы «لَا» (не). Поэтому мы специально привели этот пример, чтобы подчеркнуть разницу между аятом на арабском и переводом с арабского. Следовательно, не обращая на это внимание, некоторые переводчики в своих переводах Корана на русский, переводят этот аят с отрицательной частицой «لَا» (не), когда в оригинальном аяте на арабском такого вообще нет.

Таким образом, если следовать оригинальному аяту, то фидью или как иначе фитру, должны выплачивать только те, кто в состоянии (т.е. имеет силы) соблюдать пост в Рамадане.

Переводить аят «А для тех, кто не в силах держать пост» с частицей «لَا» (не), имеет свои преимущества. Потому, что, тогда «для тех, кто не в силах держать пост, им (еще) нужно (будет) выдать фидью (фитру) в размере одного накормленного нуждающегося (за каждый день)», а это значительный доход.  

Итак, в силу того, что есть открытый и ясный аят сегодня из-за фетвы религиозных деятелей  фидью (фитру, откуп) вынудили выдавать и соблюдающим пост и не соблюдающим. Детям пост не предписан, но родители-мусульмане не зная об этом, выдают фитру и за них. Подумайте только, это же огромные деньги!.. Кто осудит тех ученых, которые выпустили такую фетву против аята и по сей день верующие совершают это обязательное предписание неверно?!

К примеру, есть хадис, когда у Посланника Мухаммеда (сав) спросили размер этой фитры и кому ее давать. На что он ответил: «Размер обязательной фитры составляет один «Са», то есть 3920 грам фиников или пшеницы. Фитра выдается нуждающемуся мужчине и женщине, свободному и пленному». Этот хадис проходит в Сахихе Бухари, раздел о закяте, стр. 77.

  1. «شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَىٰ وَالْفُرْقَانِ ۚ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ۖ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ۗ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ»

«Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей с ясными доказательствами верного пути и различения. Поэтому, кто достигнет этого месяца, пусть (обязательно в нем) держит пост! А кто болен или в пути, пусть (постится) то же число (дней) в другие дни. Аллах желает для вас облегчения, но не желает для вас затруднения. Это для того, чтобы вы завершили (определенное) число (дней поста), и возвеличили (такбирами) Аллаха за то, что Он наставил вас на верный путь. И быть может, вы будете благодарны (за это)!» (Бакара 2/185).

Как видим, в данном аяте Аллах говорит о том, что те известные и считанные дни, которые вы проводите в посте, находятся в месяце Рамадан, который по лунному календарю чаще всего составляет 29 дней и реже – по 30 дней. Поскольку в аяте проходит слово «شَهْرُ» (шахр), отсюда мы понимаем, что речь идет о месяце, но не о днях.  

Далее, Аллах говорит, что в этом месяце был ниспослан Коран «как руководство для людей с ясными доказательствами верного пути и различения (фуркан)». Поэтому, каждый, кто достигнет этого месяца в здравии, пусть обязательно держит в нем пост, то есть постится. В этом же аяте Аллах снова повторяет свое разрешение больным и путникам, о том, что они могут воздержаться от поста, во время болезни до излечения и во время пути до прибытия. И напоминает, чтобы больные и путники обязательно восполнили те пропущенные дни, в другие, то есть в другом месяце.

Во всем этом, для больных верующих и путников есть некое облегчение, польза, помощь, но нет в этом ни затруднения, ни тяжести и ни угнетения. А все это для того, чтобы мы, постящиеся, завершили считанное и определенное количество дней поста. И в конце месяца обязательного поста мы должны возвеличить такбирами Аллаха и возблагодарить Его за то, что Он наставил нас на верный путь.

К слову, «وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ» (валитукаббируллаха) в аяте означает возвеличить Аллаха такбирами. Таким образом, это действие указывает на праздничный намаз, который совершается в честь окончания обязательного поста месяца Рамадан. Ведь каждый мусульманин может вспомнить, что через 50 минут сразу после восхода Солнца, два раза в год, верующие собираются в мечетях на праздничной молитве в честь окончания Рамадана и в честь начала праздника жертвоприношения и совершают общественную молитву с возвеличиванием Аллаха такбирами. Вот эти слова в аяте и указывают на праздничную молитву и доказывают ее предписательность. Ибо в тот праздничный день верующие коллективно возвеличивают Аллаха, восхваляют Его и приносят Ему свои благодарности.

  1. «أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَىٰ نِسَائِكُمْ ۚ هُنَّ لِبَاسٌ لَكُمْ وَأَنْتُمْ لِبَاسٌ لَهُنَّ ۗ عَلِمَ اللَّهُ أَنَّكُمْ كُنْتُمْ تَخْتَانُونَ أَنْفُسَكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ وَعَفَا عَنْكُمْ ۖ فَالْآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ ۚ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ۖ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ ۚ وَلَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ ۗ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلَا تَقْرَبُوهَا ۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ»

«(Теперь) дозволена вам в ночь поста близость с вашими женами. Они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах узнал, что вы обманываете самих себя, поэтому обратился к вам и простил вас. Отныне прикасайтесь к ним и желайте (ищите) того, что предписал вам Аллах. А также ешьте и пейте, пока перед вами (на ваш взгляд) фарджр (краснота рассвета, утреннее зарево) не будет разделять белую нить (настоящего рассвета) от черной (темноты). Потом восполните пост до вечера. И не прикасайтесь к (женам), когда вы благочестиво пребываете в мечетях (в итикафе). Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их! Так Аллах разъясняет свои знамения людям. Быть может, они защитятся!» (Бакара 2/187).

Как видим, Аллах в этом аяте говорит, что впредь супруги могут входить в интимную связь в ночь поста Рамадан. Это дозволенное время начинается после разговления (ифтара) и продолжается до завтрака (сухура).

Итак, пост был предписан всем народам одинаково! Исчисление дней поста, производились по лунному календарю. А продолжительность лунных месяцев в днях составляет от части 29 дней и от части 30 дней. Сегодня Рамадан является общим месяцем для соблюдения обязательного поста для всех верующих людей, как по названию месяца, так и по его определению и продолжительности в днях. Но заметим, что отличие поста прошлых народов было не в начале дня поста или названии месяца, а в продолжительности дня по времени. Поэтому, до того, как Аллах ниспослал аят 187 суры Бакара, Посланник и его община соблюдали пост до заката Солнца. С закатом они приступали к еде (разговлялись), а с призывом на послевечерний намаз-иша снова делали намерение на пост.

Иначе говоря, этот аят был ниспослан по причине того, что первое время Посланник и его сподвижники держали пост по шариату (предписанию) иудеев, но после того, как Аллах привнес новый закон в Коран, изменилась и продолжительность поста во времени. Это конечное решение Аллаха, послужило мусульманам в облегчении продолжительности суточного времени поста. С тех пор это так и продолжается. Здесь стоит вспомнить аят Аллаха о насхе.        

Итак, Аллах отменил свое предыдущее предписание в Таврате и Инджиле и заменил его на новое, которое Он указал в Коране. А сделал Он это по принципу, который указан в следующем аяте:

«مَا نَنْسَخْ مِنْ آيَةٍ أَوْ نُنْسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِنْهَا أَوْ مِثْلِهَا ۗ أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ»

«Всякий раз, когда мы отменяем аят или заставляем забыть его, мы приводим на его место лучший или подобный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всё» (Бакара 2/106).

Какая же причина послужила такому решению Аллаха? На этот вопрос отвечает сам Всевышний: «Аллах узнал, что вы обманываете самих себя, поэтому обратился к вам и простил вас. Отныне прикасайтесь к ним и желайте того, что предписал вам Аллах».  

Дело в том, что до ниспослания аята, облегчающего пост во времени, первые мусульмане соблюдали свой пост по шариату (закону) иудеев. Тогда иудеям была запрещена близость со своими женами во время поста. Этот запрет первоначально распространялся и на мусульман. Но затем Аллах упразднил этот запрет и позволил мусульманам сближаться со своими женами в ночях поста месяца Рамадан следующим предписанием «(Теперь) дозволена вам в ночь поста близость с вашими женами. Они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них».

Здесь стоит подчеркнуть то, что Аллах просто прощает верующих, которые нарушили свои посты интимной связью и не требует от них никакого искупления, кроме раскаяния и покаяния за этот поступок. А также, Аллах ни в одном из перечисленных аятов не требует от мусульман, нарушивших преднамеренно свой пост, искупление (каффарат) беспрерывным двухмесячным постом. Ибо беспрерывный двухмесячный пост, это искупление за недозволенное действие «зихар» для мужчины, который отказывается входить в интимную связь с женой и закрепляет это клятвенным сравнением того, что «спина его жены похожа на спину его матери». В докоранический период некоторые мужчины поступали именно так, чтобы наказать женщину. Но с приходом Корана, Аллах запретил этот невежественный поступок мужчинам, дабы защитить права женщин в семье и избавить их от незаслуженного угнетения со стороны мужчин. 

Аллах запретил мужчинам поступать так и подробно описал о «зихаре» в первых четырех аятах суры Муджадаля, а также в суре Ахзаб в четвертом аяте. О непрерывном двухмесячном посте же говорится в 4-ом аяте суры Муджадаля: «Если кто-либо не сможет сделать этого (освободить раба), то он (мужчина) должен поститься в течение двух месяцев без перерыва, прежде чем прикоснется к жене» (Муджадиля 58/3-4).

Поэтому поводу предлагаю вам получить ответы у ученого или у имамов мечети, задав им следующие вопросы:

  1. На каком основании ученые связали непрерывный двухмесячный пост, который относится к зихару с постом Рамадана, как искупление (каффарат) за нарушенный обязательный пост?
  2. Какое отношение к женщине имеет этот двухмесячный пост, когда это предписание связано с зихаром и является частью искупления наказания только для мужчины, который сказал своей жене, что «её спина похожа на спину его матери»?

И еще раз вспомним наш аят, где Аллах говорит: «(Теперь) дозволена вам в ночь поста близость с вашими женами. Они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах узнал, что вы обманываете самих себя, поэтому обратился к вам и простил вас. Отныне прикасайтесь к ним и желайте (ищите) того, что предписал вам Аллах». Поэтому в ночь поста Рамадана, мужчины и женщины могут прикасаться друг к другу, входить в интимную связь и желать то, что предписал нам Аллах.

Итак, теперь поговорим о продолжительности времени поста и вспомним Слова Аллаха: «А также ешьте и пейте, пока перед вами (на ваш взгляд) фарджр (краснота рассвета, утреннее зарево) не будет разделять белую нить (настоящего рассвета) от черной (темноты), а потом завершайте пост до вечера». Этот аят является упраздняющим аятом, который делает насх всех предыдущих аятов во всей Библии, что связаны с временем продолжительности поста. Ибо продолжительность лунного поста у иудеев была около 23-ёх часов в сутки. Раньше иудеи начинали свой пост примерно через час после заката Солнца, во время послевечернего намаза Иша, а заканчивали и разговлялись сразу после заката. В этом промежутке времени им тоже было запрещено есть, пить и входить в связь с женой. Но с приходом Корана эти ограничения были сняты.

Таким образом, Аллах сократил продолжительность времени суточного поста в Рамадане тем, что с этого момента мы мусульмане, должны продолжать свой завтрак (сухур) до того, пока перед нашими глазами не будет различаться и разделяться черная темнота, от белого рассвета красной линией утреннего зарева по середине. Так, как вы это видите на снимках.

Обратите внимание на снимок ложного рассвета и настоящего. Настоящий рассвет является тем определением, которое приводится в аяте «пока перед вами (на ваш взгляд) фарджр (краснота рассвета, утреннее зарево) не будет разделять белую нить (настоящего рассвета) от черной (темноты)». Поэтому «Фаджри-садик», то есть настоящий рассвет называют «Имсаком». Следовательно, «Имсак» – это утреннее время, когда уже можно совершать утренний намаз Фаджр, а в месяце Рамадан во время «Имсак» нужно завершать завтрак постящемуся и делать намерение на пост.

Но к большому сожалению, из-за ошибочного мнения ученых, сегодня мусульмане всего мира, вынужденно заканчивают свой пост раньше того срока, который Аллах установил в Коране. Аллах мусульманам говорит в аяте, чтобы мы заканчивали завтрак в Рамадане, когда настанет настоящий рассвет – имсак, но мы не делаем этого и заканчиваем свой завтрак даже раньше ложного рассвета. Потому, что муадзины читают нам азан тогда, когда еще горизонт утреннего неба покрыт мраком. Тем самым заставляют верующих заканчивать свой завтрак раньше положенного срока и продлевают суточную норму времени продолжительности поста. Таким образом, если бы мы следовали Корану, тогда соблюдали бы свой пост, например, 15 часов в сутки, но из-за раннего азана, мы вынужденны заканчивать завтрак раньше на час, что делает продолжительность дневного поста длиннее. Получается, что мы соблюдаем дневной пост не 15-ть часов в сутки, а – 16-ть, что является нарушением приказа Аллаха.

Вы знаете, то, что нас заставляют держать пост на час больше положенного времени, это еще «цветочки». А «ягодки» состоят в том, что многие мусульмане совершают свои утренние намазы тогда, когда еще даже нет признака ложного рассвета (Фаджри-кязиба). А ведь в Коране ясно сказано, что: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Ниса 4/103). Получается, что мусульмане совершают свои намазы до наступления настоящего рассвета-имсака, что делает их недействительными (см.: 4/103). То есть вместо утреннего намаза мусульмане с чистой душой совершают ночной намаз-тахаджуд (см.: 17/78) и продолжают свой утренний сон уже до восхода Солнца, даже не задумываясь об этом важном моменте.

По поводу продолжительности времени дневного поста также есть несколько достоверных хадисов. В хадисе, который передает Ибн Аббас, говорится, что ангел Джабраил приходил к Посланнику Мухаммеду (сав) дважды, чтобы показать, в какое время совершается каждый из намазов и уточнить, когда постящийся должен закончить завтрак и начать соблюдать новый пост в Рамадане:

«Джабраил у Каабы стал для меня имамом в намазе два раза (дня). В первый раз (день) мы совершили обеденный намаз-зухр тогда, когда тень от Солнца была в длинну со шнурок. Затем мы совершили послеобеденный намаз-аср тогда, когда тень от Солнца достигала в полную величину любой вещи. Потом мы совершили вечерний намаз-магриб сразу с заходом Солнца. Это время, когда постящийся разговляется. А когда солнечный свет полностью исчез, мы совершили послевечерний намаз-иша. А утренний намаз-фаджр, мы совершили в то время, когда начало светать. А это время называется «фаджри-садик», то есть время, когда постящемуся уже запрещено есть и пить…» (см.: Абу Давуд. Сунан. Намаз, 393; Tирмизи. Мевакит, 1, № 149).

А по поводу ложного и истинного рассвета Посланник (сав) говорил так:

«Рассвет бывает двух видов – ложный и настоящий. При первом нельзя совершать намаз, но разрешается есть в Рамадане. А при втором запрещается есть в Рамадане, но разрешается совершать намаз» (см.: аль-Хаким, 1/425, аль-Бейхаки, 4155).

«Что касается ложного рассвета, то он подобен куполу, который стоит вертикально. В это время нельзя совершать намаз, но можно есть и пить в Рамадане. А что касается рассвета, который простирается вдоль горизонта, то в это время уже можно совершать намаз, но кушать уже запрещено!» (см.: аль-Хаким, аль-Бейхаки. «Сахих аль-джами» 4278).

Далее, в аяте «потом восполните пост до вечера», говорится о времени сразу после заката Солнца, когда постящийся должен закончить свой пост и сделать разговление. Таким образом «ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ» это не означает, что пост нужно соблюдать до ночи «إِلَى اللَّيْلِ», потому что «اللَّيْلِ» – это первая часть ночи, которая начинается сразу после заката Солнца, и которую мы называем вечер. Поэтому пост нужно соблюдать до вечера.

И наконец, в аяте Аллах говорит об итикафе. Итикаф – это десятидневное пребывание в мечети, которое приходится на последние десять дней месяца Рамадан. Этот период пребывания в мечетях является дополнительным, но не обязательным предписанием. Поэтому тем, кто находится в итикафе запрещено сближаться с женами: «И не прикасайтесь к (женам), когда вы благочестиво пребываете в мечетях (в итикафе). Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их! Так Аллах разъясняет свои знамения людям. Быть может, они защитятся!».

Кроме этого, в последних десяти нечетных днях месяца Рамадан, есть особая ночь, которая называется «Лейлятуль-Кадр» – Ночь могущества. В эту ночь Аллах начал ниспосылать аяты Корана. Об этом Он говорит в самой суре Кадр 97/1-5, а также в суре Духан 44/1-6. Поскольку Ночь-Кадр, это особая тема, здесь о ней говорить не будем.

Итак, мы постарались вам рассказать практическую часть тех предписаний о посте, которые Аллах описал в суре Бакара 2/183, 184, 185, 187-ом аятах. Таковы нормы и новые ограничения Аллаха «حُدُودُ اللَّهِ», которые Он установил для постящихся, упразднив предыдущие, чтобы их не нарушали.

Не нарушать – это значит покорно и искренне исполнять повеление Аллаха и достойно пройти испытание. А тот, кто нарушит эти границы Аллаха, он должен раскаяться в содеянном, попросить прощение у Аллаха и постараться впредь, больше не нарушать.   

Ваш комментарий

Новые материалы

Наши социальные сети